Российским банкам предложили объединиться в СРО

Новости СРО

Центральный банк России вновь вернулся к идее внедрения саморегулирования в банковскую деятельность. Такое предложение на минувшей неделе сделал банкирами первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Как уточняет «Коммерсант», вариант перехода на систему саморегулирования произойдет в том случае, если регулятор поймет, что «добровольное участие в ассоциациях не дает положительного эффекта».

Впервые идея использовать саморегулирование для банковского сектора высказывалась 10 лет назад. Комментируя законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в ФЗ «О банках и банковской деятельности», Ассоциация российских банков отмечала необходимость повышения роли объединений участников рынка в осуществлении регулирования и контроля в разных отраслях экономики путем привлечения представителей саморегулируемых организаций к разработке нормативных актов. Чуть позже инструменты института упоминались в Стратегии развития банковского сектора, подготовленной при участии независимых представителей профессионального сообщества.

О том, что банковское сообщество должно само предложить решение текущих проблем, в 2008 говорил и представитель ЦБ Михаил Сухов, на тот момент занимающий должность директор Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций. На V научно-практической конференции «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» он заявил, что «банковское сообщество должно иметь возможности саморегулирования на уровне взаимоотношений с потребителем. В противном случае регулировать эти отношения будут регулирующие органы, и они должны будут это делать, потому что в этом случае им придется сделать то, что не доделали сами участники рынка».

Первая попытка реализовать задуманное была предпринята в 2011 году. Главой комитета Госдумы по финансовому рынку Владиславом Резником на межведомственное обсуждение был представлен законопроект «О саморегулировании в банковской сфере». В основном, описанная в законе схема взаимодействия не отличается о тех, что приняты в различных отраслях сегодня. Помимо прочего, СРО предлагалось наделить правом участвовать в качестве наблюдателей при проверках банков Центробанком и иными госорганами, получать информацию по результатам таких проверок. Также была высказана идея обязать ЦБ прислушиваться ко мнению СРО до вынесения решений по результатам проверок, в том числе при вынесении решения об отзыве лицензии у банка. По замыслу автора, СРО должна включать в себя в качестве членов не менее 300 банков с совокупным размером капитала не менее 35% от капитала всей банковской системы.

Законопроект появился во время череды громких банкротств, в том числе после рекордной для бюджета санации Банка Москвы (почти 295 млрд рублей). Поэтому идея в целом была поддержана, в частности, Министерством экономического развития.

«Минэкономразвития является апологетом саморегулирования, поэтому идею внедрения таких институтов мы принципиально поддерживаем. В банковском секторе внедрение дополнительных инструментов, позволяющих дисциплинировать рынок, целесообразно вдвойне — ввиду ряда не очень хороших проявлений, наблюдающихся в этом сегменте в последнее время, в том числе и из-за сбоев в надзоре ЦБ», — пояснял позицию директор департамента инновационного развития и корпоративного управления МЭР Иван Осколков.

Однако само профессиональное сообщество без особого энтузиазма отнеслось к предлагаемому проекту. В частности, на заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности участники отмечали, что рынок банковских услуг является одним из самых плотно урегулированных: установлены стандарты и правила лицензирования кредитных организаций, обязательные нормативы, требования к капиталу, организационной структуре, руководящим органам, порядку осуществления банковских услуг, ведению бухгалтерского учета операций, предоставления отчетности, осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций, разработаны кодексы и этика банковского сообщества. Представители сектора усомнились, что создание еще одной структуры с частичными функциями регулятора будет способствовать созданию условий для эффективного функционирования банковской системы. Также отмечалось, что создание СРО приведет к увеличению административной и финансовой нагрузки на кредитные организации, а передача СРО полномочий по ликвидации кредитных организаций несет прямую угрозу правам кредиторов и клиентов — могут возникнуть неоправданные риски при передаче СРО информации, составляющей служебную и банковскую тайны.

На сегодняшний день особого рвения создавать на банковском рынке СРО у представителей отрасли также не отмечается. Чего нельзя сказать о ЦБ. Полтора года назад в России был принят закон о СРО на финансовом рынке, который поддерживал Центральный банк России. Он предполагает введение обязательного саморегулирования в 16 отраслей. Более того, институт фигурирует в разработанных ЦБ Основных направлениях развития финансового рынка РФ на период 2016-2018 годов. Документ, который был разработан Банком России впервые в качестве единого регулятора финансового рынка, содержит описание запланированных действий по развитию всех секторов финансового рынка на среднесрочный период. В нем, в частности, отмечается, что ЦБ «стремится к развитию системы регулирования финансового рынка, основанной на принципах стимулирования добросовестного поведения финансовых организаций при обеспечении эффективности и соразмерности мер, применяемых в качестве реакции на их недобросовестное поведение». Регулятор полагает, что такой подход в регулировании имеет предупредительное воздействие в отношении появления новых правонарушений и будет снижать стимулы для использования недобросовестных практик на российском финансовом рынке эффективнее, чем система регулирования, предполагающая наложение существенных механических ограничений, усложняющих ведение прежде всего законного бизнеса.


Источник