Чем дальше в лес, тем больше косяков. 372-ФЗ оказался настолько сырым, что вся СРО-система рискует безнадёжно заплесневеть

Анонсы


Всего какой-то год назад мало кто из саморегулируемого сообщества мог предположить, что СРО-систему ждут такие потрясения, которые мы сейчас наблюдаем. Причём, чем ближе ключевые даты, указанные в пресловутом ФЗ-372, тем система содрогается всё больше. Становится всё более очевидно, что кардинальная реформа саморегулирования, получившая отмашку на майском Госсовете – 2016 и в режиме «блицкриг» прошедшая через законодателей обеих палат, оказалась чересчур сырой. Слишком уж много косяков, как говорится.

Неудивительно, что в последнее время проводится масса мероприятий на тему «Что делать?». До представителей сообщества, наконец-то, начинает доходить, что уже не будет, как прежде. Поэтому, участники рынка пытаются минимизировать возможные потери от грядущих потрясений или, попросту говоря, найти способ, как выжить. Очередное такое мероприятие – круглый стол, посвящённый первым итогам реформы саморегулирования в строительной отрасли – прошло 28 марта в рамках Международной строительной выставки Batimat Russia 2017, о чём одним из первых сообщил сайт АНСБ. Собственно, его участники лишь подтвердили тезисы о том, что реформирование саморегулирования по-минстроевски идёт с большим скрипом.

Регионализацию можно, наверное, назвать лакмусовой бумажкой идущей реформы. Потому как смысл её, на первый взгляд, должен быть понятен даже несведущему человеку. Типа, всё ясно – строители должны быть членами СРО своего региона. Казалось бы, куда проще?! Однако процесс переселения «строительных душ» идёт явно не теми темпами. Через три месяца уже «час икс», а на иных территориях количество местных строителей, числящихся в местных же СРО, катастрофически мало (СЗФО – 23%, ДФО – 29% и так далее).

По данным мониторинга комитета по строительству МСП «ОПОРА РОССИИ», более 60% компаний не могут завершить процесс перехода в региональную СРО, поскольку «старая» СРО либо заставляет писать заявление о добровольном выходе, либо не перечисляет взнос в компенсационный фонд. При этом СРО, утратившие свой компфонды, изощрялись как могли, лишь бы не платить уходящим членам их взнос.

С другой стороны, намерение Ростехнадзора заставить СРО восстановить компенсационные фонды до исторической величины, не разбираясь, по каким причинам эти КФ были утрачены, «не лезет ни в какие ворота». . А теперь предполагается заставить бизнес ещё раз заплатить деньги за ошибки СРО или банковской системы и несовершенство законодательства, возмущаются в «ОПОРЕ РОССИИ».

Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательство – ещё одна «фишка» реформирования системы – также вызывает немало нареканий. По факту, формирование этого фонда стало, как считают эксперты, непредвиденной и весьма существенной нагрузкой на бизнес, поскольку суммы, которые следует компаниям внести в этот фонд, начинаются с 200 тысяч рублей, а заканчиваются 25 миллионами в зависимости от объёма заключённых контрактов.

Другой вопрос, почему для компфонда ОДО нужно минимально 30 компаний? А что делать остальным? Куда идти региональным компаниям, если региональная же СРО не хочет или не может сформировать компфонд ОДО? При этом эксперты предупреждают, что компфонд ОДО совершенно беззащитен перед мошенническими схемами. Кроме того, не ясно, захотят ли компании-члены СРО восполнять компфонд ОДО после того, как на него будет обращено несколько судебных исков. Фактически, компании приговариваются к постоянным выплатам, а СРО – к созданию многоуровневых механизмов контроля за работой своих членов, опасаются специалисты.

В актуальной повестке дня заметное место занимает и формирование Национального реестра специалистов. Приказ Минстроя России, который определяет порядок ведения реестра, до сих пор не принят, а сроки поджимают. Здесь снова мы вспоминаем о дате 1 июля. Успеют или нет – вот в чём вопрос. Ведь, чтобы запустить реестр надо «перелопатить» очень большой объём информации. В помощь себе НОСТРОЙ придумал наделить часть СРО статусом оператора Нацреестра.

Однако, в любом случае, остаётся много вопросов. Например, многие представители сообщества считают чрезмерными требования, предъявляемые для сбора документов для включения в НРС. Эксперты предостерегают, что это займёт немало времени и станет достаточно затратным. Кроме того, до сих пор ведутся дискуссии о расширении перечня специалистов, то есть, в окончательном виде такого перечня пока нет. И здесь всё снова упирается в сроки.

В общем, пока утрясутся все формальные вопросы, времени для формирования Нацреестра, может, совсем не остаться. Так что, вполне вероятно, что мы станем ещё свидетелями переноса сроков запуска НРС. Хотя, конечно, руководство НОСТРОЙ обещает, что всё заработает в установленные сроки. В том числе и на сегодняшней онлайн-трансляции семинара по вопросам НРС.

Понятное дело, что махать после драки кулаками – это наша национальная забава. ФЗ-372 принят и худо-бедно в настоящий момент реализуется. От этого никуда не денешься. Однако, хочется надеяться, что возможности оптимизировать процессы реформирования системы саморегулирования, адаптировать их к реальности, ещё не исчерпаны…


Источник