Компфонд ОДО – мечта или реальность?

Новости СРО

Вступающий в силу через три месяца 372-ФЗ разделил отечественные строительные СРО практически надвое. Богатые и беспроблемные стали уже операторами национального реестра специалистов, в полную прыть готовят документы. Остальные, что называется, в процессе. Долгом и многотрудном.

Как известно, сегодняшнее саморегулируемое сообщество стоит на трех проблемных «китах» — регионализации, национальном реестре специалистов и формировании фонда ОДО. И если первые два преимущественно организационные, то третий — про деньги.

На фоне падения объемов строительства и финансирования отрасли это еще более усугубляет вопрос. Велика вероятность того, что далеко не все СРО смогут аккумулировать определенные законом суммы.

По информации НОСТРОЙ на 24.03.2017г. фактический совокупный взнос в компенсационные фонды всеми СРО составил почти 47 миллиардов рублей. Но даже эта сумма едва превышает половину от того, что потребуется собрать строителям.

Как же быть? Точнее — быть или не быть компфонду ОДО? Двоякость ситуации в том, что по новому закону без компфондов стройка, что называется, встанет. А восстановить его до былых размеров и зачастую по второму разу, так как он утрачен из-за ошибок СРО или в лопнувших банках, не всем под силу. Да и время не то- тучные годы канули в лету.

По некоторым данным строительные компании, вложившие с начала развития в саморегулирование от 3 до 10 миллионов каждая, совокупно собрали от 250 до 300 миллиардов рублей. От былой роскоши осталось немного. Последние цифры, озвученные на днях на круглом столе, посвящённом реформе саморегулирования в строительстве, и состоявшемся в рамках выставки BATIMAT RUSSIA, заставили весьма скептично посмотреть на КФ ОДО в том виде, как он отформатирован новым законодательством.

Прежде всего, фонд, размер которого в зависимости от уровня ответственности может достигать 25 миллионов рублей, является достаточно серьезным изъятием денег из оборота. И иначе, чем последующим повышением цены строительства средства не вернуть.

Еще одно узкое место КФ ОДО — это условие, при котором учреждается данный фонд. Законом определено количество членов СРО, которые должны высказаться за формирование фонда — не менее 30 членов. А если желающих меньше? Фактически они будут отстранены от госзаказа. За какие грехи?

Чтобы не поплатиться средствами фонда необходимо постоянно мониторить ситуацию с исполнением контрактов своими членами. Каким образом? В ходе торгов влиять на состав участников аукциона СРО не может. О заключенных ими контрактах компании сообщать также не обязаны. И при этом в случае нарушения сроков исполнения договоров СРО должна будет субсидиарно ответить частью своего фонда. В таких условиях фонд становится лакомым куском для мошенников. Ведь сроки могут сдвинуться как по объективным причинам, так и преднамеренно.

Получается, СРО должна неустанно контролировать происходящее на стройплощадках. Какими силами? Вводить в штат инспекторов, экспертов? За счет повышения членских взносов?

Вопросы поставлены логикой развития ситуации. Неурегулированность законодательства в сегодняшней редакции делает КФ ОДО уязвимым, непосильным и очень проблематичным для большого числа членов СРО.

 


Источник