Новый законопроект МЭРа, вносящий изменения в 315-ФЗ, повысит эффективность СРО и поставит под контроль деятельность Нацобъединений?!

Анонсы


Законопроект, представленный Министерством экономического развития РФ о внесении изменений в Федеральный закон № 315-ФЗ, интересен тем, что содержание многих новелл, вошедших в него, представляет собой переосмысление опыта, накопленного саморегулированием за без малого 10 лет. Поэтому неудивительно, что в нём такое огромное внимание уделено деятельности Национальных объединений. Наш добровольный эксперт посвятил этой теме свою очередную публикацию.

***

В нынешней, действующей редакции 315-ФЗ статья 24 весьма туманно говорит о возможности создания даже не Национальных объединений, а ассоциаций и союзов по территориальному отраслевому межотраслевому и иным признакам. Понятие именно Национального объединения в нём отсутствует. Равно как и не определены задачи: СРО могут передать таким союзам и ассоциациям А могут и не передавать! Словом, права таких ассоциаций, в соответствии с действующим 315-ФЗ, весьма зыбки и целиком зависят от волеизъявления СРО их учредивших. А по факту все мы наблюдаем на практике совсем другую картину. Такое расхождение стало возможным в результате возникновения правовой коллизии, когда для СРО, вопреки требованиям закона «Об общественных организациях», членство в Нацобъединениях стало обязательным.

А поскольку за прошедшие годы Национальные объединения стали неотъемлемой частью саморегулируемого ландшафта, логично, что для определения их места и роли в новом законопроекте, определяющем деятельность СРО, появились сразу десять статей, учитывающих практический опыт, который за без малого десять лет был накоплен саморегулированием.

Так, в новый законопроект добавлены следующие статьи, регламентирующие деятельность Нацобъединений:

. Национальное объединение саморегулируемых организаций;

Функции Национального объединения саморегулируемых организаций;

Членство в Национальном объединении саморегулируемых организаций;

Органы Национального объединения саморегулируемых организаций;

Общее Собрание членов Национального объединения саморегулируемых организаций;

Постоянно действующий коллегиальный орган управления Национального объединения саморегулируемых организаций;

Исполнительный орган Национального объединения саморегулируемых организаций;

Имущество Национального объединения саморегулируемых организаций;

Обеспечение Национальным объединением саморегулируемых организаций доступа к информации;

Федеральный государственный надзор за деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Каковы же принципиальные изменения, которые вносит законопроект, и каковы концептуальные подходы к деятельности Нацобъединений? Несомненно, первый и самый важный – это . Также важно (в нашем случае применительно к сфере строительства, проектирования и изысканий), что . Сведения о Нацобъединении должны быть внесены в Государственный реестр Национальных объединений СРО! Наконец, чётко и подробно определены основания для исключения сведений о Национальном объединении из реестра. Также статьёй 34, регламентирующей осуществление надзора за деятельностью Нацобъединений,определяются функции федерального органа государственной власти осуществляющем надзор за деятельностью Национального объединения.

В частности, Плановая проверка проводится один раз в 2 года. Для осуществления же внеплановой проверки достаточно в соответствии с пунктом а), части 5 статьи 34 законопроекта заявления физического или юридического лица. А проверять и наказывать в соответствии с законопроектом будут Национальные объединения строго, вплоть до исключения сведений из реестра.

Подводя итоги, стоит сказать, что в законопроекте при всём том, что разработчики пытались учесть весь накопленный саморегулированием опыт, конечно же, есть пробелы. Но основной его прогрессивной составляющей является безусловно большая чем прежде детализация всех процессов, работы коллегиальных и исполнительных органов СРО и Национальных объединений.

Важно также и то, что . Всё это должно служить большей эффективности их деятельности и большей ответственности за результаты. Ведь , а СРО лишены возможности в случае несогласия с деятельностью Нацобъединения голосовать ногами. Следствием этого являются многочисленные перегибы и почва для коррупции в действующих Нацобъединениях. Отсюда же произрастает и ужасающая неэффективность в их деятельности. Вместо того, чтобы сосредоточиться на совершенствовании системы, функционеры от Нацобъединений, пользуясь своими правами и полномочиями, расправляются с неугодными и создают кормушки для себя и приближённых. Всё это, в конечном счёте, неизбежно ведёт к утрате авторитета Нацобъединений.

. Таково мнение нашего добровольного эксперта. А что думаете об изложенном автором Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Ждём Ваших откликов на нашем форуме!


Источник