В сфере госзакупок в строительстве сократилась конкуренция. И виной тому 372-ФЗ?

Анонсы


Эксперты отрасли считают, что сокращение конкуренции в сфере госзакупок в важнейшей отрасли России объясняется тем, что до сих пор не закончен процесс формирования компфондов обеспечения договорных обязательств многих саморегулируемых организаций. В качестве одной из причин такого явления, по мнению внештатного автора из Подмосковья, является вступление в силу 372-ФЗ. Впрочем, уступаем место на нашей народной трибуне эксперту.

***

С 1 июля 2017 года, согласно внесённым 372-ФЗ изменениям в Градостроительный кодекс РФ, в аукционной и конкурсной документации изменились требования к участникам закупки:

:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки:

– участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

– саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь;

– совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, ;

– участник аукциона должен представить выписку (копию выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 года № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе».

Однако ни саморегулируемые организации, ни их члены оказались не готовы к такому стремительному и резкому изменению правил игры на рынке госзаказа. Причиной тому – целый букет обстоятельств.

Прежде всего,С точки зрения СРО, это правильное решение, поскольку не секрет, что формирование компфондов ОДО идёт трудно и долго. Здесь сыграли свою роль и короткий период, отведённый для всех участников саморегулирования на переход работы по новым правилам, и утрата саморегулируемыми организациями средств компенсационных фондов в банках с отозванными лицензиями. В результате многие СРО просто не смогли сформировать компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

. По существу, возникла (уже который раз по счёту) правовая коллизия, когда одна норма предписывает применение закона, а вторая де-факто предоставляет отсрочку.

Так, например, согласно данным мониторинга СРО по Московской области из 13-ти саморегулируемых организаций региона лишь 8 сформировали КФ ОДО в минимально необходимом объёме. В остальных СРО компфонды хоть и сформированы, но соотношение КФ ОДО к КФ ВВ свидетельствует о том, что процесс формирования компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств ещё очень далёк от завершения. По сути, подавляющая часть членов подмосковных СРО не имеет права участвовать в торгах по этой причине. Хотя формально можно сказать, что на сегодняшний день возможность участия в конкурентных процедурах – это единственная причина того, что все 4.176 подмосковных строительных компаний состоят в СРО и платят членские взносы.

 


п/п
Наименование СРО
Кол-во членов
Сведения о сформированном КФ ВВ, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.)
Сведения о формировании КФ ОДО, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.)
Объём средств, размещённых на спецсчёте в уполномоченном банке (руб.)

1
Союз «Мособлстройкомплекс»
СРО-С-035-09092009
530
Нет данных
Нет данных
58 598 801

2
Ассоциация «МВС»
СРО-С-065-11112009
141
151 167 701
36 700 000
180 567 701

3
Ассоциация «ОСО»
СРО-С-095-02122009
402
121 435 000
264 172 000
414 063 185
 

4
Союз «АСМО»
СРО-С-102-07122009
219
Нет данных
Нет данных
21 621 068
 

5
СРО «Союзинжстрой»
СРО-С-121-17122009
155
20 060 771

 
Нет данных
22 660 771
 

6
Ассоциация СРО "Стройкорпорация"
СРО-С-130-21122009
376
202 955 113
248 750 328
457 010 647
 

7
Ассоциация «СРО «ОСП»
СРО-С-137-22122009
283
91 324 300
89 220 005
180 544 305
 

8
Ассоциация «СРО «РОПС»
СРО-С-201-19022010
203
61 900 000

 
54 480 904

 
123 675 872
 

9
АСП «ФЛАГМАН»
СРО-С-212-29032010
135
19 000 000
6 000 000
27 600 000
 

10
Ассоциация «СРО «МАС»
СРО-С-217-19042010
358
Нет данных
Нет данных
236 129 060
 

11
СРО Ассоциация «ОСОПС»
СРО-С-219-21042010
235
10 000 000
Нет данных
13 100 000
 

12
АС «Национальный альянс строителей»
СРО-С-246-13062012
398
Нет данных
Нет данных
278 923 421
 

13
СРО АС «Межрегионстройальянс»
СРО-С-253-05092012
741
185 827 854
 
105 200 000

 
291 027 854
 

Итого

Впрочем, винить лишь СРО в том, что компенсационные фонды ОДО до сих пор у доброй половины из них не сформированы, было бы несправедливо.

Как всегда, в законодательные «хотелки» вмешался финансовый вопрос. Уровни ответственности КФ ОДО сформированы таким образом, что для участия в торгах, скажем, с начальной минимальной ценой контракта, например, свыше 60 миллионов рублей строительная компания должна довнести (доплатить) в компенсационный фонд ОДО единовременно 2,5 миллиона рублей. То есть взнос с каждой компании в КФ ВВ + КФ ОДО составит 3 миллиона рублей.

Законодатель, не мудрствуя лукаво, согнал в общую кучу всех строителей, не делая разницы между ними. Хотя сложность и уровень квалификации между генподрядом на 60 миллионов и 500 миллионов имеет, согласитесь, весьма существенные различия. Это всё равно, что разница между обычными прыжками и прыжками с шестом. Совершенно разные квалификации, компетенции и риски.

Не хочет, а зачастую и не может строитель ради потенциальной и далеко не 100-процентной возможности участия в торгах раскошеливаться на миллионы реальных рублей.

Надо сказать, что не только строители, но и заказчики, заинтересованные в исполнении контрактов и не желающие рисковать со случайными «залётными» исполнителями, «встают на паузу» – и либо не размещают информацию о предстоящих закупках, либо переносят сроки размещения на осень, в ожидании, когда коллизия рассосётся, и в СРО наступит ясность с компфондами.
А пока этого не случилось, остаётся утешать себя надеждой, что законодатели из Минстроя России сделают хоть какие-то выводы из истории принятия и применения 372-ФЗ и последующие законы будут принимать не так скоропалительно, а тщательно просчитывая все возможные последствия.

. Итак, наш добровольный эксперт свою точку зрения высказал. Согласны ли Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования с такой оценкой? С нетерпением ждём Ваших комментариев на нашем форуме!


Источник